В день, когда проходила пресс-конференция президента Российской Федерации Владимира Путина, новогодний номер журнала Департамента счастья Ассамблеи народов Евразии был уже готов к печати.
Для Департамента счастья одним из главных тезисов президента России стал следующий:
«При этом, что касается духовной составляющей, и здесь вы, конечно, правы, карьера, благосостояние — важные вещи. Но понимание того, что счастье, радость отцовства и материнства выше материального благополучия на данный момент времени, должно постепенно, спокойно, без всякого навязывания извне внедряться в сознание наших людей.
Повторяю, ничего нельзя навязывать, но нужно показывать все положительные стороны большой, дружной, хорошей, красивой семьи, показывать, какое это счастье — иметь детей, и убеждать людей в том, что большего счастья в мире и в жизни не существует. Но делать это надо талантливо, ярко, тонко, с помощью средств массовой информации, наших деятелей искусства, общественных организаций. И поддерживать людей, которые принимают решение о том, чтобы завести ребенка, материально. Вот давайте будем все вместе двигаться в этом направлении».
Именно этому направлению редакция журнала Департамента счастья Ассамблеи народов Евразии уделяла и будет уделять огромное внимание.
Один из примеров — интервью с экс-сенатором Нижегородской области, ветераном внешней разведки Валерием Шнякиным.
— Сейчас в тренде, когда говорят о том, счастливо ли живет народ того или другого государства, использовать такой критерий, как индекс счастья. Во времена СССР этого понятия не было, и мы были уверены, что живем в самой лучшей стране. И даже сейчас существует мнение, что дети, рожденные в СССР, были более счастливые, чем современные дети. Вы с этим согласны?
— Я согласен и не согласен с этим мнением. В чем критерий счастья детей и молодежи? Если брать современную школьную или студенческую молодежь, то в целом это прекрасные люди, но они живут в тех условиях, в которых мы не жили. Неизвестно, кем мы были бы в этих условиях.
У нас в первую очередь были нравственность, духовность, воспитание уважения к старшим, чтобы хорошо учились, но мы знали, что не всем дано быть врачами, конструкторами, инженерами, потому что нужны и водители, и рабочие. Это тоже было предусмотрено, были ПТУ, техникумы. То есть каждому по способностям, потребностям, труду — зарплаты и все остальное. Можно было работать шахтером, сталеваром и зарабатывать больше, чем люди с высшим образованием. Приоритет был – человек труда. В чем счастье было — человек трудился искренне, был хорошим профессионалом, специалистом своего дела и был доволен своей жизнью.
Единственное, чего у нас не было по сравнению с современным молодым поколением — это возможности быстро найти любую информацию. Сейчас какой мне вопрос ни задайте, я на любой отвечу. Открою интернет и найду, то есть доступ к любым знаниям сейчас безграничный. Вспомните, как мы учились в институтах. Чтобы написать обычный реферат, идешь в библиотеку, спрашиваешь нужную литературу, наберешь книг, потом идешь и ищешь, что тебе нужно. Раньше даже в характеристиках писали, что данный молодой человек или молодая особа грамотно пользуется первоисточниками. А сейчас не нужно бегать в библиотеки, это уже ретро — пойти взять книгу и почитать.
Но есть и отрицательный момент легкого доступа к информации. Как ее оценить? Можно такого узнать в интернете и так эти знания оценить, что вектор восприятия мира не туда направишь.
— Какое по вашему мнению государство можно назвать счастливым?
— С чего бы я начал говорить на тему «в чем счастье государства» – это с семьи. Я изделие прошлого века и прошлого тысячелетия, и нас учили первоисточникам. О происхождении семьи, частной собственности, государства еще Энгельс писал, и в основу государства первичным звеном он ставил семью.
Что такое семья – это мама, папа, дети, бабушки, дедушки, остальные родственники. И если все члены семьи находятся в ауре счастья, бабушки довольны детьми и внуками, дети довольны родителями, если крепкие семьи, счастливые семьи, то и государство сильное, мощное и счастливое.
— Получается, личное счастье зависит и от того, как человек относится к своей Родине и государству, в котором живет. Как объяснить молодым людям, что такое любовь к Родине, патриотизм?
— Я бы это сделал так. С чего начинается любовь к Родине? С отношений в семье и ближайшим окружением. Ты любишь маму, папу, слушаешься их, соблюдаешь нормы семейных отношений, вышел на улицу, у тебя там друзья, какие-то увлечения совместные. Потом вырос — пошел в институт, на работу, все шире взаимодействие с обществом. Когда ты все это понимаешь, осознаешь и критически относишься к себе и своим поступкам, видишь, что мир меняется к лучшему, и ценишь это. С этого и начинается любовь к Родине и патриотические чувства.
Например, раньше не было спортивных площадок в каждом дворе, а сейчас посмотрите, сколько удобных мест для занятий и игр появилось, парки какие стали уютные, чистые, с удовольствием можно погулять в любом парке Москвы и регионов. Посмотрите, какие созданы условия для молодежи. Есть чем гордиться. В Пензу, например, в бассейне для прыжков в воду приезжают даже иностранцы тренироваться.
Можно не ехать учиться в Москву из регионов ради престижных вузов. У многих университетов есть свои филиалы в регионах, в которых готовят классных специалистов. И таких примеров я могу привести множество.
Счастье на уровне государства – оно везде, оно не имеет границ. Нет такого, что в Москве дети счастливы, а в Чечне или Перми несчастливы. И повторюсь, что зависит это прежде всего от семьи, потом от муниципальных условий, региональных, государственных. Если ребенку, молодому человеку изначально в семье дали правильный жизненный вектор, запустили, так сказать, его на жизненную орбиту, то он сам осознанно выберет, чем ему заниматься в жизни. Как Кузьма Прутков говорит, «каждый человек сам кузнец своего счастья».
— Вы отец взрослых детей, счастливый дедушка, и наверняка у вас с ними есть какие-то особые отношения, внуки к вам прислушиваются. Как вам это удается?
— Я в шутку говорю, что я трижды дедушка Российской Федерации. С определенным возрастом это самая высокая должность. Самое высокое звание. Я сторонник того, что человек сколько живет, столько и должен учиться. И в общении с внуками не просто я их чему-то учу, многим вещам сам у них учусь. Мой внук в плане IT-технологий продвинут настолько, что я у него спрашиваю что-то и учусь у него. У нас в плане учебы чему-то новому равные отношения. Но в чем-то, например, в финансах, мы не равны. И для того, чтобы у него тоже появились те финансовые возможности, которые ему хочется, я его учу, как ставить цели, учиться, добиваться того, к чему стремишься, воспитывать в себе трудолюбие.
Чтобы чего-то в жизни добиваться, постоянно надо ставить цели. Я перед собой ставлю цели и их добиваюсь, он, глядя на меня, делает то же самое: «Дед в жизни многого добился сам, почему бы мне ни взять с него пример?»
А взрослым, в свою очередь, нужно ценить то, что есть в детях. Дети у нас замечательные. Взрослые могут быть плохими, но не дети. Я всегда говорю: все, что хорошее в детях, – это мы и то, что мы видим в детях плохое — это тоже в нас.
— Что такое счастье?
— Кто-то может сказать, что счастливыми нас делают деньги. Может, он и прав. Другой может сказать, что счастье — это иметь хорошую семью, детей. Таких критериев, что назвать счастьем, у разных людей может быть много.
Для меня счастье человека в том, чтобы соблюдать баланс и меру в материальной самодостаточности, успевать везде. Если ты будешь заниматься только карьерой, то у тебя будут проблемы в воспитании детей, в отношениях с женой, в отношениях с родителями. А если сумеешь так спланировать свой день, чтобы везде успеть, то будет баланс в жизни, а значит, счастье.
Можно поставить себе цель заработать миллионы, а дальше что? Жизнь — это то, что между прошлым и будущим. Мы живем сегодня. Раньше мы не понимали этого, исчисляли жизнь пятилетками, десятилетиями, но прежде всего надо получать удовлетворение и испытывать счастье каждый день, находить элементы счастья в текущем мгновении. Прекрасная погода, вечер, погулял, птичек покормил – это здорово! Прекрасно, когда ты видишь счастье во всех сферах — и гуляя с собакой, и видя, как прыгают белки и как детвора бегает.
— Какая сказка или сказочный персонаж помогали вам в жизни?
— Я часто привожу пример сказки, которая мне помогает. Это сказка про пастушонка и волка. Пастушонок от скуки кричал: «Волк!» И каждый раз к нему прибегали на помощь, но никакого волка не было. А когда волк действительно напал на овец, ему уже никто не поверил. Я из своей жизни вынес один урок – мне должны верить, и я должен людям верить. Не нужно зря поднимать панику. Это моя любимая сказка, она жизненная, и без нее никуда. Все, что ты можешь решить сам, нужно решать самому, уметь преодолевать трудности самостоятельно. Если мы научим этому детей, то это прекрасно.
Добавить комментарий